»нтервью Week & Star с √еоргием Ќадарейшвили

»нтервью Week & Star с √еоргием Ќадарейшвили

19 ма€ гостем Week & Star стал проректор –оссийского Ќаучно-»сследовательского ћедицинского ”ниверситета имени ѕирогова, легендарного «второго меда», √еоргий Ќадарейшвили! ќн рассказал јлександру √енерозову, какие роботы уже используютс€ в медицине, на какие грабли наступают все абитуриенты перед поступлением в универ и многое другое. „итай интервью ниже или подписывайс€ на подкаст дл€ iOS или Android.

 

јлександр √енерозов: Ќа ≈вропе ѕлюс проректор  –оссийского национального исследовательского медицинского университета имени ѕирогова, или как нам всем привычнее называть, «второго медицинского»,  ƒиректор ‘едерального центра поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровь€, √еоргий Ќадарейшвили! «дравствуйте, √еоргий, и привет всем-всем, кто с нами сейчас!

√еоргий Ќадарейшвили: ѕривет всем, здравствуйте.

јлександр √енерозов: ћай, вузы готов€тс€ к ежегодному обновлению состава студентов. „то сейчас в фокусе проректора? ¬ первую очередь, достойно выпустить тех, кто уже заканчивает вузы, или вы уже нацелены на то, кого вз€ть новых, как обновить?

√еоргий Ќадарейшвили: ¬ университетской жизни, высшем образовании сейчас гор€ча€ пора, все это знают. Ёто и у преподавателей, и у студентов, это и выпускные экзамены, и просто экзамены, которые тоже очень т€желые. », конечно, у всех остальных, кто организует и сам процесс выпуска, и выпускной главный вечер, который, собственно, €вл€етс€ дл€ многих студентов такой последней ключевой точкой.

» с другой стороны, это одновременно, пр€мо чуть ли не день в день, начало приемной кампании, когда школьники, 11-классники, сдают экзамены, дл€ них тоже гор€ча€ пора, и после этого приход€т уже в вузы подавать свои документы. » это, конечно, очень волнительный дл€ всех момент, и волнительный, € думаю, как дл€ самих выпускников, так и дл€ их родителей, во всех смыслах.

¬се вузы к этому готов€тс€, провод€т дни открытых дверей. ћы еще дни открытых дверей будем проводить. ћы уже провели п€ть их. ¬се, кто хотел, могли прийти, но те, кто, соответственно, еще не пришел, будут иметь такую возможность в будущем. » надо сказать, что могут, кроме того, посмотреть. ” нас на YouTube есть канал у второго меда. “ам пр€ма€ трансл€ци€ велась, и все записи с презентаци€ми.

јлександр √енерозов: ќго! ¬ы современные, у вас канал на YouTube.

√еоргий Ќадарейшвили: ћы стараемс€, все дл€ наших учеников, все дл€ наших студентов, выпускников и абитуриентов. » поэтому там можно послушать не только, как все деканы рассказывают о факультетах, ректор сам рассказывает о вузе. ћожно еще послушать, как поступать. » там очень подробна€ есть инструкци€. Ќаш ответственный секретарь приемной комиссии подробно пошагово рассказывает, какие документы нужны, какие даты, как это делать, как лучше. Ёто все есть.

јлександр √енерозов: ј куда шпаргалки пр€тать, не говор€т?

√еоргий Ќадарейшвили: Ќет, ну, шпаргалки, на самом деле, у нас пр€тать уже бесполезно, потому что у нас сейчас основное поступление по ≈√Ё. –еб€та к этому готов€тс€ долго, поэтому, чаще всего, сдают экзамены хорошо. ” нас сейчас самый высокий проходной балл из всех медицинских вузов, поэтому к нам приход€т, вообще, те, кто ничего, по-моему, не бо€тс€, никому шпаргалки не нужны – ночью разбудишь, все расскажут про химию, биологию.

јлександр √енерозов: ≈сли ты никак не выберешь между маркетингом и менеджментом, ты в тупике. ѕравильный вопрос дл€ выбора – телемедицина или исследование генотипа человека. ѕроректор –оссийского национального исследовательского медицинского университета имени ѕирогова, университета, который выпускает самых разных специалистов по медицине, √еоргий Ќадарейшвили на ≈вропе ѕлюс. √еоргий, а когда надо, на самом деле, выбирать? ¬ п€том классе, в дев€том классе? Ёто просто такие рубежные классы, в 11-м?  огда надо пон€ть, что € хочу стать медиком?

√еоргий Ќадарейшвили: — одной стороны, важно пон€ть, что чем раньше, тем лучше, потому что, чем раньше эта мечта у вас определилась, чем раньше человек пон€л, что он хочет, тем больше у него возможностей, с одной стороны, учитьс€ получше, подготовитьс€ к поступлению. ј с другой стороны, здесь, главное, пон€ть вообще. √лавное, до того, как ты пришел в медицинский университет, быть уверенным, что ты хочешь этим заниматьс€. ѕотому что, к сожалению, даже сейчас, с огромным количеством разных вариантов подготовки, ознакомлени€ с медициной, которое мы проводим, все равно наход€тс€ всегда один, два, три человека на курсе из полутора-двух тыс€ч человек, которые потом уход€т и говор€т, что: «я не готов быть врачом».

ƒаже несмотр€ на то, до этого они проход€т огромную длительную подготовку. “о есть фактически сейчас мы очень активно, у нас очень много медицинских классов в ћоскве, которые ведут подготовку, более 80 школ-партнеров, и эти реб€та, они учатс€ 10-11 класс, они часто бывают у нас. ќни интересуютс€ медициной. » все равно, даже с такой подготовкой все равно есть опасность, что кто-то скажет «нет». ћы дл€ того, чтобы этого не было, сейчас летом проводим интересный очень формат, нигде больше такого нет – школу юного хирурга.

јлександр √енерозов: «вучит, честно сказать, жутковато.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа, так и должно быть. “ак должно быть почему? ѕотому что реб€та там могут попробовать очень много чего. ќни могут попробовать и какие-то молекул€рные диагностики. ћогут попробовать посмотреть на хирургию, на оперативную хирургию. ѕосмотреть на работу разных врачей, и получить лекцию от разных врачей, и определитьс€ – интересно им это или нет. Ќе бо€тс€ ли они.

јлександр √енерозов: ј как так посмотреть на хирургию? »х могут даже в оперблок пустить погл€деть?

√еоргий Ќадарейшвили: ¬ оперблок, это все-таки проход€т у нас в университете. —тудентов еще можно пускать в больницу, они об€зательно ход€т к постели больного. Ќо школьники все-таки в другом чуть формате. ќни могут, во-первых, смотреть в записи какие-то. ¬о-вторых, они могут пообщатьс€ с хирургами и на специальных тренажерах попробовать.  роме того, есть достаточно большое количество тренировочных животных, когда на животных провод€т какие-то операции. “ак учатс€ врачи взрослые уже.

јлександр √енерозов:   сожалению, другого не дано, да.

√еоргий Ќадарейшвили: —лава Ѕогу, что есть така€ возможность. ѕоэтому мы создаем дл€ школьников разного возраста возможность попробовать это, посмотреть. ѕотому что кто-то даже после этих летних школ говорит: «я безумно хочу быть врачом, € готов». ј кто-то говорит наоборот: «ƒл€ мен€ это т€желовато, € хочу работать с людьми, хочу быть психологом, хочу быть исследователем». ” нас же есть факультет, очень старый. ќн первый такой в –оссии, один из первых в мире, где готов€т врачей-фундаменталистов.


 

 јлександр √енерозов: ¬ы работаете в вузе с таким прекрасным именем, с более чем 100-летними истори€ми. ј что самое крутое, если так выразитьс€, во втором меде? ѕочему именно он? ƒавайте сагитируем!

√еоргий Ќадарейшвили: ћогу сказать коротко: он самый классный! ј если говорить подробнее, чтобы никого не обижать, то, конечно, много есть очень сильных сторон, но, начина€ от большой очень истории, больших традиций, и это очень важно, потому что учат-то люди, которые имеют огромную школу. » среди наших выпускников есть огромное количество выдающихс€ людей, которые сначала оканчивали наш университет, потом там работали. ” нас сейчас и директора многих институтов исследовательских – наши выпускники. » многие выдающиес€ организаторы здравоохранени€. ¬от министр ћосквы – наш выпускник. ћинистр –оссии – наш выпускник.

јлександр √енерозов: ’ороша€ копилочка.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа. Ќо, более того, это все люди, которые у нас преподавали. Ќапример, јлексей »ванович ’рипун, министр здравоохранени€ ћосквы, он заведовал кафедрой хирургии. —ейчас он заведует кафедрой хирургии, читает лекции до сих пор, и замечательный выдающийс€ хирург тоже.

јлександр √енерозов: “о есть он не стал чистым функционером, и оставил за собой эту...

√еоргий Ќадарейшвили:  онечно, да. » ему очень нравитс€ заниматьс€ и со студентами, и непосредственно в медицинской сфере. Ќо, кроме того, могу даже привести, ћарк јркадьевич  урцер, например, тоже все знают, акушер-гинеколог знаменитый, выдающийс€, тоже наш выпускник, заведует у нас сейчас кафедрой. », вообще, в нашей истории было очень много выдающихс€ ученых, врачей, педагогов, которые создавали фактически свои школы.

Ѕолее того, у нас всегда был такой новаторский вуз. ћы первые открыли ћЅ‘ – медико-биологический факультет, мы первые сделали огромный научно-исследовательский институт, лабораторный комплекс при университете. “огда это было еще во всем мире не так модно, как сейчас. —ейчас это модно, в какой-то момент стало распространено, но тогда, еще в 50-е года, этого ни у кого не было. ћы первые в мире открыли факультет педиатрический. » поэтому огромное количество педиатрических школ, по большому счету, все педиатрические школы, они, так или иначе, св€заны с нашим вузом.

ѕервые все специалисты в детской неврологии, в детской хирургии, это люди, которые у нас учились, преподавали, заведовали нашей кафедрой. »х ученики сейчас тоже заведуют кафедрами.

јлександр √енерозов: —мотрите, доводы  «за» и доводы «против» того, чтобы идти в профессию врача. » то, что учитьс€ долго, а плат€т мало. “акой вопрос, он в принципе, болезненный дл€ вас, или человек, который идет туда, дл€ него это не так важно?

√еоргий Ќадарейшвили: ¬о-первых, хорошим врачом, на самом деле, может быть только человек, который твердо с собой согласен в этом выборе. “о есть это не та работа, на которой можно работать, условно, с дев€ти до шести, а потом, все, € не врач, € куда-то ушел. Ёто та работа, котора€ определ€ет твою судьбу, твою жизнь, и поэтому тебе никуда от этого не детьс€. ≈сли ты согласен с собой, ты приходишь, и тебе достаточно комфортно, хорошо. Ёто первый момент.

¬торой момент, долго учитьс€. ƒа, у нас, правда, учитьс€ долго. “о есть это шесть лет до получени€ диплома, но чтобы стать узким специалистом, допустим хирургом...

јлександр √енерозов: ¬ общем, учитьс€, учитьс€ и учитьс€.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа. ƒаже, чтобы получить диплом, который тебе это позвол€ет делать, это минимум два года еще, минимум два года ординатуры.

јлександр √енерозов: ѕ€тьдес€т лет назад слова человека: «я к врачам не хожу», указывали на здоровье человека, а сейчас, скорее, уже на его глупость. „то это, мы стали больше болеть или стали немножко умнее, узнаем у √еорги€ Ќадарейшвили. »так, что, скорее, верно? ћы стали умнее или?..

√еоргий Ќадарейшвили: ¬ообще, об€зательно нужно ходить к врачам, и об€зательно нужно проходить диспансеризацию, поэтому, конечно, мы стали, € бы сказал, просвещеннее все вместе.

јлександр √енерозов: ј читаешь новости – кошмар, вс€кие антибиотики везде, и они не действуют, Candida auris, и этот неравный бой с микроорганизмами когда-нибудь выиграем?

√еоргий Ќадарейшвили: ќ, это очень интересна€ тема, можно о ней очень долго говорить. Ќо если в двух словах, то, конечно, здесь массивное такое распространение и использование антибиотиков приводит к росту антибиотиковой резистентности, а это что значит? „то по€вл€ютс€ штаммы бактерий, которые...

јлександр √енерозов: ѕросто выжили.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа, они выжили, размножились, и теперь их сложно убить антибиотиками. ѕоэтому есть некие риски. Ќо с этим весь мир боретс€. ќдин из главных вопросов, которые ¬ќ« ставит перед всемирным здравоохранением, поэтому, конечно, есть, да, такой вопрос. ¬се вместе будем боротьс€.

јлександр √енерозов: » все-таки, сама€ больша€ опасность будущего, с точки зрени€ болезней. Ќа ваш взгл€д, это все-таки какие-то микроорганизмы или аутоиммунные наши заболевани€?

√еоргий Ќадарейшвили: ќ, здесь есть огромный тоже пласт вопросов. ≈сли говорить коротко, то, конечно, не стоит, наверно, пытатьс€ предвосхитить что-то, потому что мы никогда не узнаем, что по€вл€етс€ новое. Ќо надо боротьс€ эффективно с тем, что есть. ћы сейчас очень эффективно, слава Ѕогу, развиваем наше здравоохранение. Ёто могу сказать совершенно точно, потому что министерство доводит до всех университетов данные, которые есть. ћы сейчас по перинатальной смертности, детской смертности, одни из лучших в мире. “о есть мы сделали огромный рывок.

јлександр √енерозов: Ѕыстрый вопрос – ответ в любом формате. »так, какой год в обучении самый психологически сложный дл€ студентов?

√еоргий Ќадарейшвили: ѕервый.

јлександр √енерозов: ¬се-таки первый.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа.

јлександр √енерозов: Ѕрезгливость и медик. ќстаетс€ она у врачей, и когда она отсыхает?

√еоргий Ќадарейшвили: Ѕрезгливость моральна€ остаетс€, а физическа€, конечно, нет, потому что это люди, которые такие же, как ты, поэтому все, что с ними может быть, может быть с любым, и тво€ задача ему помочь.

јлександр √енерозов: —ама€ трудна€ вузовска€ дисциплина студента Ќадарейшвили? „то т€жело давалось?

√еоргий Ќадарейшвили: ќ, это надо вспомнить сейчас. я помню, было т€жело, патанатоми€ у мен€ была сложна€, патанатоми€, больше всего приходилось там учить.

јлександр √енерозов:  ак невролог, C2H5OH, то бишь спирт, все-таки €д в любых количествах, или есть некоторые безопасные?

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа, безусловно, в любых количествах, да.

јлександр √енерозов: √омеопати€ – дорогой обман?

√еоргий Ќадарейшвили: √омеопати€, это вопрос очень противоречивый, и €, как ученый, должен сказать, что, конечно, нет ни одного научного доказательства ее работы.  ак человек, который видел много людей, которые утверждают, что им помогла гомеопати€, € не могу точно сказать, эффект это плацебо, или какие-то экстрасенсорные, не известные до сих пор науке €влени€.


 

јлександр √енерозов: ѕирогов, если бы он попал в насто€щее, был бы все равно недос€гаемым по уровню хирургического мастерства, или в нынешних временах есть и покруче, как вы думаете?

√еоргий Ќадарейшвили: Ѕезусловно, есть очень много выдающихс€ сейчас хирургов, которые делают вещи фантастические, которые €вл€лись фактически магией и волшебством, наверно, даже еще 100 лет назад. Ќо Ќиколай »ванович ѕирогов все равно был бы выдающимс€ и ученым, и человеком, потому что это, прежде всего, очень острый ум, очень твердые принципы, и очень сильный характер, полна€ направленность на моральный императив, на помощь люд€м.

јлександр √енерозов: ѕоступать, не зна€, кем именно ты хочешь стать по специализации медицинской, это нормальна€ ситуаци€, или все-таки надо бы понимать?

√еоргий Ќадарейшвили: Ёто распространенна€ ситуаци€. я еще раз скажу, что, конечно,  хорошо, когда ты знаешь совсем точно, кем ты хочешь быть, но очень сложно, не соприкаса€сь с каким-то направлением, все-таки это понимать и знать, о чем оно. ѕоэтому, если ты просто знаешь, что хочешь помогать люд€м, что тебе это близко, больницы, общение с пациентами, ответственность на себ€ брать за них, то в принципе, дальше ты можешь определитьс€. ћногие определ€ютс€ уже в середине обучени€.

јлександр √енерозов: ћы всем гост€м предлагаем совершить путешествие во времени воображаемое. Ќо, прежде чем мы это сделаем, € спрошу: а кто из путешественников во времени, это было бы опаснее дл€ путешественника во времени подцепить болезнь из прошлого, или он бы, наоборот, притащил туда опасную заразу из будущего, то бишь из нашего насто€щего, как вы думаете?

√еоргий Ќадарейшвили: ќпаснее было бы, если бы притащил из будущего, потому что там были бы, скорее всего, какие-то бактерии, которые имеют резистентность, то, о чем мы говорили. ј из прошлого, ну, что, они уже известны.

јлександр √енерозов: »так, ваша машина времени, и куда бы вы слетали просто погл€деть?

√еоргий Ќадарейшвили: –ади интереса?

јлександр √енерозов: ƒа.

√еоргий Ќадарейшвили: я бы с удовольствием оказалс€, наверно, в начале 20 века. ѕосмотрел бы на то, как наша истори€ складывалась, вот этот момент, когда очень много научных школ, собственно, и российских научных школ сформировалось, жило огромное количество выдающихс€ ученых, врачей, по учебникам которых мы до сих пор учимс€, или по учебникам их, соответственно, учеников. », кроме того, многие люди тогда жили, именем которых сейчас называютс€ болезни, симптомы. ќчень интересно, конечно, было бы посмотреть, познакомитьс€.

јлександр √енерозов: —летали вы в начало 20 века, как там, все нормально?

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа, очень интересно, самое то.

јлександр √енерозов:  расотища! ’орошо. ¬ернемс€ к учебе. ¬споминаю свою вузовскую учебу, не медицинскую, самый лучший учебник, это был позаимствованный у девчонок хороший конспект разборчивым почерком написанный. ј € думаю, у студентов, меда, € имею в виду, это не запрещено, вообще, как факт? Ѕрать помощь не у преподавателей, а у своих друзей?

√еоргий Ќадарейшвили: ѕомощь-то можно брать из разных мест, вопрос просто в том, что потом, когда теб€ уже будут коллеги-преподаватели экзаменовать, чтобы ты говорил все правильно. ј уж откуда ты эту информацию получил, это второй вопрос.   концу шестого курса многие, например, на выпускных уже экзаменах с преподавателем просто разговаривают. ѕрофессора, обычно, где-то семь-восемь человек, сид€т вокруг одного человека...

јлександр √енерозов: ј билеты, ничего? ѕросто хороший разговор?

√еоргий Ќадарейшвили: Ќет, есть билет. Ќо просто, если студент достаточно хорошо владеет материалом, то, конечно, любому преподавателю интереснее поговорить, то есть посмотреть, как, что он видит, насколько он глубоко что-то понимает. Ёто возможно только когда человек «в теме». » многие реб€та, которые работают уже, например, медбрать€ми, медсестрами, и они знают, как в отделени€х что устроено, какие бывают пациенты. » бывают, вообще, в клинической практике случаи, потому что они вид€т, это пр€мо разговор. » с ними разговаривают, как с равными, конечно, как с младшими, но, как с равными младшими, то есть уже не как со студентами, а как все-таки с партнерами, с коллегами. Ёто очень здорово, это очень интересно. » есть реб€та, которые совершенно потр€сающе знают материал, потому что очень его люб€т и очень интересуютс€.

јлександр √енерозов: »так, вы возглавл€ете ‘едеральный центр поддержки добровольчества и наставничества. ƒавайте немножко по паре слов о том и о другом.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒавайте.

јлександр √енерозов: Ќаставничество. ћне все-таки интересно, как там можно, что значит наставничество?

√еоргий Ќадарейшвили: «наете, это очень-очень широка€ тема, но если говорить именно про наставничество в целом, в образовании особенно, по большому счету, что такое наставничество? Ќаставничество это така€ неформальна€ передача неких навыков. ѕричем, чаще не профессионально, что называют hard-skills, а надпрофессионально, или soft-skills, то есть отношение к жизни, коммуникации, отношение к люд€м, лидерские навыки, вот такие вещи. Ёто если в целом говорить про наставничество.

”словно говор€, есть научный руководитель у диплома, и он тебе не только говорит, как диплом написать, и что там должно быть, какую тему надо осветить. ќн тебе говорит: ты когда его защищать будешь, должен одетьс€ так, вести себ€ должен так, а работать должен вот так. ј опаздывать там ты не должен ни в коем случае, ты должен на п€ть минут всегда раньше приходить. » это и есть наставничество.

јлександр √енерозов: Ёто Ўкола, с большой буквы «Ў» пишетс€ когда, Ўкола наша.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа, конечно. “о есть наставничество у нас сейчас достаточно активно начинает развиватьс€, именно институционально. » у нас, скажем, в университете, уникальна€ есть вещь, которой нет нигде больше ни у кого, потому что ее сложно достаточно подготовить, и мы это сделали, потратив на это много усилий.

” нас кажда€ подгруппа, то есть каждые 10-15 человек на первом курсе из почти 2 тыс€ч, имеют отдельного человека, специально обученного, который знает, что такое командообразование, знает, что такое адаптаци€. » помогает каждому. я говорил, что первый курс – самый т€желый, помогает каждому новобранцу, каждому первокурснику адаптироватьс€, встроитьс€ в систему, подружитьс€ с группой и учитьс€ первое врем€. “о есть у нас есть три направлени€ наставничества, это очень большое, и чем оно уникально? Ќе только тем, что есть.

Ёто очень большое количество реб€т, это старшекурсники отобранные, которые хорошо учатс€ и которые специально обучены. ћы каждого из них учим, фактически, полгода. —начала большой блок по выходным. “о есть каждые выходные им дают отдельно и командообразование, лидерские навыки, тайм-менеджмент, основы обучени€, то есть, как правильно учитьс€, как правильно пам€тью своей управл€ть. »м дают основы, кроме того, нормативно-правового законодательства, то есть, чтобы они могли первокурсникам объ€снить, какие есть правила, какие в университете есть правила, какие в государстве есть правила насчет образовани€, чтобы они знали свои права, понимали, что можно, что нельз€.

» потом еще отдельно втора€ ступень, это достаточно больша€ сесси€. Ќа выходные мы их вывозим на нашу базу. ” нас есть замечательна€ база на ¬олге, там много проходит у нас образовательных курсов, и мы этих реб€т, у нас их почти 200, мы их всех аттестуем, они проход€т все проверки, и потом мы их допускаем к первому курсу. ѕоэтому у нас никакой первокурсник, он у нас не брошен.

јлександр √енерозов: Ёто круто, конечно.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒа, спасибо, что так говорите, потому что это очень важно.  аждый из них знает, кому позвонить в любое врем€.

јлександр √енерозов: »так, давайте теперь о волонтерстве. ¬олонтерство, вообще, очень модное слово и актуальное сейчас. „то это значит в применении к медицине?  расный  рест, курсы сестринские, вот что мне вспоминаетс€ так.

√еоргий Ќадарейшвили: Ѕезусловно, конечно, волонтерство, €вление древнее, и во многом, все врачи – подвижники, мы таких очень много знаем. ¬ том виде, в котором волонтерство сейчас активно развиваетс€, просто на своем подъеме активном, это очень здорово, это очень хорошо. ¬ медицине, правда, такого очень много, и всегда были врачи, которые бесплатно ездили, помогали люд€м, когда могли. ј что касаетс€ вообще добровольчества в нашей стране, то традици€ огромна€.

ƒаже за 20 век можно вспомнить не только медицинских добровольцев, но еще можно вспомнить и добровольцев-метростроевцев, и людей, которые после своей основной смены шли работать параллельно. Ќо если вернутьс€ к медицинскому добровольчеству, то здесь сейчас это очень важно. Ѕолее того, в медицине добровольчество и участие в подобных меропри€ти€х становитс€ сейчас неотъемлемой частью медицинского образовани€.

“о есть, по большому счету, дл€ студентов это идеальна€ возможность, вообще, попробовать что-то серьезное уже на этапе обучени€. “о есть к тебе относ€тс€ уже как к ответственному человеку. Ќеважно, что ты за это денег не получаешь, все равно, там очень жесткие структуры, в хороших волонтерских организаци€х, ответственных. » эта ответственность тво€, это оп€ть же, курсы обучени€, потому что часто волонтеров дополнительно чему-то обучают.

јлександр √енерозов: ј что это конкретно может быть? ¬се равно мне до конца не пон€тно – медицинское волонтерство.

√еоргий Ќадарейшвили: ƒавайте тогда пр€мо с начала начнем, чтобы быть точным. ћедицинское волонтерство. —амое основное, что может быть, это когда студенты-медики или неравнодушные граждане приход€т в больницы и помогают врачам. “о есть это главный вид медицинского добровольчества, который наиболее активно развиваетс€ в медицинских вузах. ” нас есть отлична€, кроме того, организаци€ в –оссии, это ¬сероссийское общественное движение «¬олонтеры-медики». ќчень оно известное, очень хорошее. —ейчас, по-моему, 83 или 84 уже региона они охватили. “о есть у них в каждом регионе фактически есть представительства. ѕочти во всех медицинских вузах тоже это взаимодействие...

јлександр √енерозов: Ќу, это не об€зательно студенты-медики?

√еоргий Ќадарейшвили: Ёто все добровольно. Ѕолее того, это не единственна€ организаци€, просто сама€ больша€ и сама€ ответственна€, в этом смысле.

јлександр √енерозов: Ќам вопрос интересный пришел. ≈вгений: «в любом университете сейчас можно встретить проблемы. “ехнологии мен€ютс€ настолько быстро, что нет возможности подготовить учебники, пособи€. ”чат прошлому» – грустно констатирует ≈вгений. ≈сть така€ проблема?

√еоргий Ќадарейшвили: ≈сть така€ проблема, конечно, есть. Ќо она решаетс€, и у нас в вузе она решаетс€ очень активно. ” нас есть студенческое научное общество, которое более 70 кружков. “ы можешь всегда прийти, пообщатьс€ с ведущими учеными практикующими.  аждую неделю или раз в две недели приходить, обсуждать. ѕоэтому, сама€ последн€€ информаци€ от лучших врачей, это, если ты хочешь, пожалуйста, ты получишь.


 

јлександр √енерозов: » спрошу, поскольку врем€ убегает.  оротко, буквально в формате «да-нет», робот участковый терапевт, при нашей жизни мы застанем такое, что с нами поздороваетс€ некий искусственный интеллект, как думаете?

√еоргий Ќадарейшвили: Ѕезусловно, да, но только под контролем человека. ќн может помогать, может очень эффективно помогать, но все равно во взаимодействии с пациентом должен оставатьс€ человеческий фактор. Ёто очень важно.

јлександр √енерозов: √еоргий, спасибо огромное за увлекательный разговор. ѕр€мо захотелось примерить на себ€ образ студента-медика. ѕриходите к нам еще. ѕридете?

√еоргий Ќадарейшвили: —пасибо большое, јлександр, с удовольствием. ¬сем привет, вам огромное спасибо, очень интересно. ѕриходите к нам во второй мед, а € с удовольствием вернусь к вам на ≈вропу ѕлюс. —пасибо!

јлександр √енерозов: ƒрузь€, проректор –оссийского национального исследовательского медицинского университета имени ѕирогова √еоргий Ќадарейшвили провел свой воскресный вечер на ≈вропе ѕлюс! јлександр √енерозов. ѕока!

≈вропа ѕлюс
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
ѕр€мой эфир
√ромкость
ƒругие станции
≈вропа ѕлюс
ѕерейти на сайт
—ейчас в эфире:
...
...
ƒругие станции
ќсновной эфир
≈вропа ѕлюс
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
ќсновной эфир
TOP 40
≈вропа ѕлюс / TOP 40
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
TOP 40
Party
≈вропа ѕлюс / Party
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
Party
LIGHT
≈вропа ѕлюс / LIGHT
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
LIGHT
NEW
≈вропа ѕлюс / NEW
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
NEW
Urban
≈вропа ѕлюс / Urban
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
Urban
јкустика
≈вропа ѕлюс / јкустика
Ѕольше ’итов! Ѕольше ћузыки!
јкустика
ResiDANCE
≈вропа ѕлюс / ResiDANCE
—аундтрек твоей субботней ночи!
ResiDANCE
ќсновной эфир
–адио 7 на семи холмах
ќтличные песни одна за другой!
ќсновной эфир
¬ысокое качество
Ќастроение любить
–адио 7 на семи холмах / Ќастроение любить
Ќастроение любить!
Ќастроение любить
Ќастроение счасть€
–адио 7 на семи холмах / Ќастроение счасть€
Ќастроение счасть€!
Ќастроение счасть€
Ќаедине с музыкой
–адио 7 на семи холмах / Ќаедине с музыкой
Ќаедине с музыкой!
Ќаедине с музыкой
ќсновной эфир
ƒорожное –адио
¬месте в пути!
ќсновной эфир
¬ысокое качество
“анцы по-русски
ƒорожное –адио / “анцы по-русски
ƒискотека с доставкой на дом!
“анцы по-русски
–ок-клуб
ƒорожное –адио / –ок-клуб
–ок-клуб
–ок-клуб
Ќостальги€
ƒорожное –адио / Ќостальги€
Ќостальги€
Ќостальги€
ќсновной эфир
Ќовое –адио
—уперхиты. —уперновинки
ќсновной эфир
ќсновной эфир
–етро FM
Ћучша€ музыка 70х, 80х, 90х!
ќсновной эфир
¬ысокое качество
–етро FM 70e
–етро FM / –етро FM 70e
Ћучша€ музыка 70х!
–етро FM 70e
–етро FM 80e
–етро FM / –етро FM 80e
Ћучша€ музыка 80х!
–етро FM 80e
–етро FM 90e
–етро FM / –етро FM 90e
Ћучша€ музыка 90х!
–етро FM 90e
¬ечеринка –етро FM
–етро FM / ¬ечеринка –етро FM
“анцуют все!
¬ечеринка –етро FM
–етро FM —ан-–емо
–етро FM / –етро FM —ан-–емо
–етро FM —ан-–емо!
–етро FM —ан-–емо
ќсновной эфир
Ёльдорадио
¬ы слушаете ЂЁльдорадиої
ќсновной эфир
 екс
ƒорожное –адио /  екс
ѕривет, 90-е!
 екс
—вежее
≈вропа ѕлюс / —вежее
—амые сочные русские новинки!
—вежее
ќсновной эфир
Studio 21
Hip-hop radio
ќсновной эфир
ќсновной эфир
 алина  расна€
ћузыка русской души!
ќсновной эфир